Визуальный язык ДРАКОН

Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность/Надёжность

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


programma_is_drakon
Перевод этой страницы:

Программа «ИС Дракон»

Разработчик программы Тышов Геннадий Николаевич
г. Северодвинск, работал в ОАО «СПО «Арктика», www.spoarktika.ru .


Программа «ИС Дракон» предназначена для:
— практической алгоритмизации вашей деятельности,
— формулирования ваших задач,
— формализации ваших знаний.

Программа представляет собой инструмент:
— визуальной техники мышления и общения,
— визуального проектирования алгоритмов деятельности и программ,
— визуального программирования,
— формирования алгоритмических баз деятельности.

Программа «ИС Дракон» (Интегрированная Среда Дракон) является средой работы с Дракон-алгоритмами.
С помощью «ИС Дракон» внедряется алгоритмическая культура во многие виды деятельности.

Скачать программу «ИС Дракон»

Последний выпуск программы «ИС Дракон» скачать здесь.

После скачивания программа работает с ограниченной функциональностью. Чтобы включить полную функциональность, необходимо обратиться к автору программы Г.Н. Тышову.

Указания пользователю

* Примеры работы с программой «ИС Дракон»

  1. Пользователь может сохранить графический файл Дракон-листа или Дракон-схемы. Открывая графический файл в графическом редакторе, можно дополнить к примеру графическими атрибутами организации, можно выполнить печать бумажной копии.
  2. Пользователь может копировать изображение Дракон-листа или Дракон-схемы в системный буфер. Изображение из системного буфера можно вставить в редактируемые текстовые или графические документы. Изображение можно скопировано в буфер с экрана с элементами процесса редактирования (с выделением графического курсора, точек ввода икон), это позволяет составлять пособия по применению ИС Дракон и руководства для пользователей Дракон-алгоритмов.
  3. Пользователь в дополнение к бумажной копии Дракон-алгоритма может получить текстовый файл с сопроводительной информацией из А-, В-, Р-текстов. Таким образом создается возможность публикации полнофункциональных Дракон-алгоритмов.
  4. Пользователь может указывать в текстах Дракон-алгоритмов имена файлов или Интернет ссылку. При выделении имени файла можно запустить файл на выполнение или открыть файл или ссылку. Открытие производится с применением установленной на компьютере ассоциации расширений файлов и приложений. При отсутствии в имени файла пути размещения, выборка файла производится с поиском файла в папке программы. В будущем предусматривается производить поиск файла также во вложенной папке «DFiles». В будущем предусматривается иметь возможность размещать имен файлов и ссылки в скобка «</…/>» для выполнения по горячей клавише без выделения в тексте.
  5. Пользователь, используя возможность указывать файлы, создает внешнее и контекстное к алгоритму информационное окружение, включая Интернет пространство.

Указания программисту

  1. Пользователь может иметь текстовый файл с шаблонами программного кода на выбранном языке программирования, скопировать его в окно сообщений. Выбирать шаблон в окне сообщений и используя системный буфер переносить текст шаблона в тексты алгоритма.
  2. Пользователь может установить использование командного файла «Dragon.bat» при сборке программного кода в программные файлы на языке программирования. При этом формируется список программных файлов, передается в командный файл и командный файл запускается на выполнение. Это обеспечивает объединение программирования с трансляцией и отладкой.
  3. Пользователь может установить режим сборки программного кода с заменой отсутствующего в иконах Р-текста на комментарий с текстом «……Нет текста». Это позволяет блокировать сообщения об ошибке и выполнять трансляцию на ранних этапах разработки алгоритма.
  4. Пользователь может установить режим формирования программного кода с включение кода трассировки выполнения отмеченных икон.
  5. Пользователь может для Дракон-листа формировать текст листинга алгоритма. Текст листинга алгоритма позволит программными средствами сравнивать версии алгоритма, находить места изменений.
  6. Пользователь может для схемы Силуэт установить свойство Автомат для выполнения автоматного программирования конечных автоматов по технологии SWITCH. Возможность введена по предложению С.Д. Ефанова.
  7. Рекомендуется, к Дракон-листам с алгоритмами и кодами программ, формировать и Дракон-листы с инструкциями по эксплуатации ПО для пользователей. Инструкции передаются пользователям вместе с ИС Дракон. Такая практика работы в ИС Дракон у А.А. Араптанова в системе 1С.

В программе есть средства настройки на различные языки программирования. Программа позволяет производить сборку Дракон-схем в исходные тексты программ на языках имеющих операторы: комментарий, метка, безусловный переход (GOTO), переход по условию; к примеру языки семейств 1С, Delphi, C. Сборка программного кода икон в файл производится внутренним Маршрутным транслятором.

Для работы с языками программирования без GOTO и с ассемблерами предусмотрен режим сборки без Маршрутного транслятора в заданном программистом порядке.
Для языка Tcl, без GOTO, есть опыт формирования программного кода Маршрутным транслятором и с последующей доработкой, смотрите http://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?p=89576#p89576

Заставка программы ИС Дракон

Форма программы

Что такое дракон-лист?


  1. Дракон-лист отображен в режиме программирования.
  2. Точки ввода текста (до 4-х квадратов) являются A, B, S, P-текстами.
  3. Точки A, B предназначены для ввода сопровождающей информации, точка P — для ввода программного кода, точка S — для просмотра собранного программного кода. При наличии текста квадрат становится темным.
  4. Знаком ? отмечены обязательные места ввода текста в иконы.

Редактирование дракон-схемы

Икона 3 выбрана для редактирования.
Знаком «?» в иконах Адрес и Ветка отмечено отсутствие передачи управления. Передача управления визуально отображается штриховой линией.


Особенности

Отличительной особенностью программы является высокая степень автоматизации ввода графики.

Вторая особенность - каждая икона имеет несколько (до 4-х) уровней ввода текста. Один из этих уровней отображается на «теле» иконы, другой может содержит фрагмент программного кода. Оставшиеся уровни (A-текст, B-текст, P-текст, S-текст) могут использоваться произвольно, например, содержать подробные комментарии, ссылки и сопроводительную информацию.

Для отображения бизнес-процессов иконы дополняются наименованием участников бизнес процесса.

Все отображаемые тексты могут быть многострочными и большого объема.
Максимальное количество строк в иконе задается в настройках программы, полностью текст отображается в текстовом редакторе на вкладке.

Описание формата DRT

Ильченко Э.В. Описание формата DRT, 2014. — 8с.
Дополнительная информация по формату DRT см. здесь: http://forum.easyelectronics.ru/viewtopic.php?p=388294#p388294

Методические указания по работе с ИС Дракон

Калиногорский Н. А. Автоматизация процесса разработки алгоритмов управления в интегрированной среде Дракон. \ Методические указания. — Новокузнецк, Изд. центр СибГИУ, 2013. — 50с. Методические указания разработаны на Кафедре прикладной информатики Института информационных технологий и автоматизированных систем Сибирского государственного индустриального университета, г. Новокузнецк.

О практике программирования в ИС Дракон
Примеры использования ИС Дракон
Здесь можно скачать книги В.Д. Паронджанова по языку Дракон

Печать выполнять так: сохраните графический файл, печатайте его в PAINT-е. Там есть возможности печати с масштабированием и раскладкой на несколько листов формата А4, есть настройки для печати.

Уроки ДРАКОНа

Для освоения приёмов работы с программой ИС Дракон полезно посмотреть видеоролики. Показан процесс от первого запуска редактора до загрузки полученной прошивки в микропроцессор.

Видео. Использование языка ДРАКОН для программирования микроконтроллеров. Часть 1. Разработка программы управления автоматическим дверным замком.

Видео. Использование языка ДРАКОН для программирования микроконтроллеров. Часть 2. Программирование битовых операций: инициализация процессора, настройка таймера и т.д. Компиляция. Загрузка полученной программы в постоянную память процессора (прошивка).

Видео. Использование языка ДРАКОН для программирования микроконтроллеров. Часть 3. Проектирование сложного алгоритма реального времени. Проектирование разветвленного алгоритма. Проектирование циклов. Оператор ожидания. Оператор "пауза". (на примере управления дверным замком).

Видео. Использование языка ДРАКОН для программирования микроконтроллеров. Часть 4. Работа с несколькими таймерами. В какой момент нужно запустить каждый таймер? Управление шиной процессора. (на примере управления дверным замком)

Примечание.
Ролики записывались с устаревшей версией ИС Дракон. Тем не менее, они хорошо передают суть работы программы. Подробнее смотрите здесь. Автор С.Д. Ефанов.

Дополнительный сайт программы «ИС Дракон»

Текстовые варианты и файлы Дракон-схем уроков

Черновики Геннадия Тышова

Сопроводительная информация может содержат указание на законодательные и организационно-распорядительные документы, содержать фрагменты документов.

Наличие сопроводительной информации важно для лиц работающих с юридически значимыми алгоритмами. Наличие к иконе сопроводительной информации обосновывает происхождение и срок действия юридической нормы отображенной в иконе. Именно наличие сопроводительной информации определяет актуальность юридически значимого Дракон-алгоритма.

Программа ИС Дракон разработана на основе визуальных алгоритмических языков Дракон и Гном созданных В.Д. Паронджановым и государственного стандарта ГОСТ 19.701-90 (ISO 5807–85). Идеи и цели языка Дракон получили развитие для практического и широкого применения.

Процедурное знание, алгоритм - описывает порядок действий с объектом, отображено в Дракон-схемах вида Примитив и Силуэт.
Декларативное знание - отвечает на вопрос: «Что это такое?», отображено в Дракон-схеме вида Гном.

Создание и редактирование Дракон-схем выполняется в ИС Дракон.

Дракон-алгоритмы на планшетниках
Некоторые вопрос использования Дракон-алгоритмов созданных в ИС Дракон рассмотрены на форуме в теме "ИС Дракон и Андроид".

ИС Дракон работает в других операционных системах
В UNIX-подобными ОС работает с программой Wine.
В MacOS работает с программой Parallels Desktop.

Действия к иконам 19 и 21 выполняются участниками бизнес-процесса.
Дракон-лист отображен в режиме программирования.
Точки ввода текста (до 4-х квадратов) являются A,B,S,P-текстами: A,B для ввода сопровождающей информации, P для ввода программного кода, S для просмотра собранного программного кода. При наличии текста квадрат темный.
Лист можно сопроводить колонтитулами: верхний средний, нижний левый, нижний средний, нижний правый.
Знаком »?» отмечены обязательные места ввода текста в иконы, места ввода иконы в блоке икон для обеспечения функциональности блока.

programma_is_drakon.txt · Последние изменения: 2016/03/19 16:37 — Паронджанов В. Д.