Визуальный язык ДРАКОН

Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность/Надёжность

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


drafts

Содержание

Полуфабрикаты материалов

На странице размещаются материалы, находящиеся в работе. Это м.б. наброски, фрагменты, неотформатированные элементы существующих и планируемых страниц (разделов) сайта.

Технологии ДРАКОН-визуализации

В разное время были созданы следующие практические технологии:

  • ГРАФИТ-ФЛОКС
  • Офисной графики
  • ИС
  • ВЯЗБС-технология

Разработка обобщённой технологии в настоящее время доступна здесь. Возможно, в дальнейшем на основе этой и других разработок будет создано согласованное определение.

Правила оформления

Т1. На страницах раздела помещаются описания технологий.

Т2. Можно описывать предложения различных разработчиков как варианты единой технологии (на усмотрение участников).

Т3. В разделе нейтральная (сбалансированная, альтернативная) точка зрения обязательна.

ГРАФИТ-ФЛОКС

Технология применения одноимённой реализации гибридного техноязыка ДРАКОН-ФЛОКС в ФГУП "НПЦ Автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина".

Схематически показана на рисунках: (вставить Лист1,2 А4 Техпроцесс ГРАФИТ-ФЛОКС)

Технология обсуждалась в специализированной теме форумов проекта.

Сущность технологии - в разделении формализации для человека-участника и для технического исполнителя. Участники выступают в ролях специалиста в предметной области, аналитика-постановщика задач (объединяемых в роли т.н. комплексника), программиста. Это выражается как в выделении этапов разработки (формализации профессиональных знаний, кодирования и генерации), так и в разграничении содержания описаний на уровни - управленческий, алгоритмический, программный. Техническим исполнителем в ГРАФИТ-ФЛОКС принят ряд БЦВК «Бисер» (собственной разработки НПЦ АП), встроенный в объект управления (ракету-носитель или разгонный блок сторонней разработки).

Авторская оценка

Данная технология полностью отвечает потребностям организации-разработчика (НПЦ АП). Разделение формализации и принятые техпроцессы обеспечивают требуемый уровень взаимодействия специалистов-комплексников (т.е. предметников и аналитиков-постановщиков задач) с программистами. Достижение требуемой гарантоспособности в процессе разработки обеспечивается за счёт удобства «мозговой проверки» человекочитаемого описания и однозначности генерации ПО по нему.

Независимые оценки

Технология создавалась для собственного пользования организации-разработчика, поэтому распространение и поддержка не предполагались. C 1996 года ГРАФИТ-ФЛОКС официально применяется в НПЦ АП (см. выдержку из Распоряжения №3 здесь). По сообщению Паронджанова, в связи со стабильно высокими результатами первых проектов было принято решение использовать технологию в последующих разработках.

Технология рассчитана на отделение императивной компоненты формализованного знания от декларативной и связующей компонент (в смысле подразделения, вводимого в этой работе как «базис трёх абстракций»).

Офисно-графическая

В открытом исполнении была разработана различными участниками в основном независимо как следствие поисковых работ по шампур-визуализации. Формировалась с 2005 г. В. Жариновым первоначально под редактор рисунков MS Word; с появлением доступных изданий пакета OpenOffice.org с 2007 г. была переведена на реализацию в его редакторе рисунков Draw; с 2009 г. разрабатывается также Э. Ильченко. Имеются варианты:

  • ручной - требует размещения заготовок вершин и линий схем сочинителем;
  • полуавтоматический - предполагает поддержку «исчисления икон».

Ручная технология описана здесь. Были употреблены дополнительные обозначения для сложных описаний, представленные здесь. Включение рисунков в документ пакета требует знания также возможностей оформления. Поэтому Жариновым был подготовлен шаблон-инструкция, доступный здесь.

Полуавтоматическая технология формировалась Э. Ильченко под разрабатываемый им модуль расширения редактора Draw. Предварительно обсуждалась в этом посте.

В DRAKON Editor С. Митькина в силу принципа редактирования схема создаётся фактически по сходной технологии. Доступен деморолик.

Аналогичным образом можно визуализировать и на базе закрытых приложений. Так, Паронджанов создавал иллюстрации к своим работам в редакторе Corel Draw (см. п. 4 в этом посте).

Авторская оценка

Данная технология удобна, когда нужно подготовить схемы для использования человеком, а доступные дракон-редакторы неудобны.

Варианты используют возможности представления графики в пакете. Ильченко указывал на их ограниченность и неудобство встроенных средств макропрограммирования OpenOffice.

Независимые оценки

Оба варианта реализации создавались для собственного пользования авторов, поэтому распространение и поддержка не предполагались.

В силу открытости такая реализация доступна широкому кругу желающих. Богатые возможности форматирования графики и текста делают её удобной для представления формализуемых знаний в сложном синтаксисе. Свободное редактирование целесообразно для отработки процессов редактирования, поиска новых принципов работы в специализированных редакторах. Однако графическое программирование требует дополнительной поддержки.

ИС

Технология применения приложения "ИС ДРАКОН". Частично базируется на ГРАФИТ-ФЛОКС, поскольку в ИС перенято разделение содержания вершин по категориям. В связи с черновым характером пользовательской документации и постоянным развитием ИС периодически уточняется силами пользователей-энтузиастов данного приложения. На данное время можно выделить основные варианты:

С. Ефанов создал ресурс drakon-practic на основе ряда собственных демороликов. Продемонстрирована работа с ИС при программировании микроконтроллера для привода дверного замка; к роликам есть сопровождающие тексты.

Авторская оценка

Данная технология полностью отвечает потребностям пользователей. Замечания и предложения разработчик учитываает в очередных версиях, если считает нужным.

Независимые оценки

Варианты процессов применения фактически в той или иной мере преодолевают недостатки ИС.

ВЯЗБС-технология

Формировалась Д. Барановским для его ВЯЗБС-систем. Общее описание см. в этом документе.

Авторская оценка

Технология программирования на ВЯЗБС включает настройку на стандарт языка исходных текстов. После этого процесс достаточно прост для специалиста, знающего этот язык. Цель - понизить «порог вхождения» в графическое программирование.

Преимуществом считается разнообразие способов ввода и представления описания, как графического типа, так и текстового. Тем самым редактирование удобнее для различных пользователей с их сложившимися навыками и предпочтениями.

Независимые оценки

Технология создавалась для собственного пользования разработчика, поэтому распространение и поддержка не предполагались. В настоящее время развивается для колективной разработки и с учётом возможности широкого применения.

Реализации ДРАКОНа

Основополагающие

  • ГРАФИТ-ФЛОКС
  • ЛЭ-редактор

Официальные

  • СВП «Силуэт»
  • «Орловский» редактор
  • «Томский» редактор
  • Родственные решения

Общественные

Правила оформления

Р1. На страницах раздела помещаются описания программ (пакетов), реализующих техноязык как автономно, так и как часть комплекса языков.

Р2. Решения различных разработчиков можно описывать совмещённо (на усмотрение участников).

Р3. В разделе нейтральная (сбалансированная, альтернативная) точка зрения обязательна.

ЛЭ-редактор

Разрабатывался в конце 1980-х - начале 1990-х годов для визуализации схем программ на С3Х-диалекте Фортрана. Руководитель - Л. Эйсымонт (ИПМ РАН). С3Х-Фортран предназначался для применения в разработках НПЦ АП. В связи с развалом СССР разработка прекратилась.

Ряд решений по представлению схем и редактированию оказали влияние на формирование ГРАФИТ-ФЛОКС.

Материалы проекта:

ГРАФИТ-ФЛОКС

Явилась результатом изначальной разработки техноязыка В.Д. Паронджановым при участии других разработчиков ПО в ФГУП НПЦ АП им. Пилюгина и с использованием их результатов (см. исторический обзор, содержащийся здесь). Область применения по настоящее время - НПЦ АП (конкретные проекты перечислены здесь).

Схематически показана на рисунке. Можно выделить ГРАФИТ/ФЛОКС-редактор, систему генерации, средства отработки (объектовой и стендовой).

Реализация обсуждалась в специализированной теме форумов проекта: http://forum.oberoncore.ru/viewtopic.php?f=62&t=1091.

Сущность реализации - в отделении императивной компоненты формализованного знания от декларативной и связующей компонент. Первая представляется в базе графит-алгоритмов (ГРАФИТ-БД), вторая - в базе объектов (ФЛОКС-БД). При этом связывание в коде ПО осуществляется через ФЛОКС-компоненты (через общность имён в базах алгоритмов и объектов). Поддерживается и связывание с программируемой системой (путём тотальной идентификации узлов и связей теми же именами).

Авторская оценка

Реализация полностью отвечает требованиям организации-разработчика (НПЦ АП). Графическая основа процедурного языка ГРАФИТ (абстрактные дракон-схемы) в сочетании с табличной формой объектного языка ФЛОКС обеспечивает требуемый уровень взаимодействия специалистов-комплексников (т.е. предметников и аналитиков-постановщиков задач) с программистами.

Независимые оценки

Реализация создавалась для собственного пользования разработчика, поэтому распространение и поддержка не предполагались.

Реализация рассчитана на исходное определение языка (абстрактного дракон-алфавита и силуэтной дракон-заготовки), опубликованное в /Паронджанов, Дело, 2001/ и предметного синтаксиса текстоэлементов, обсуждавшегося в этом сообщении.

СВП "Силуэт"

Т. н. средство визуального программирования - редактор-транслятор. Разрабатывался в Международном центре по информатике и электронике (ИнтерЭВМ). Отдельные результаты отражены в официальной публикации: Д. А. Щелкунов, П. В. Павлов, И. А. Князев. Средство визуального программирования «Силуэт». Приборостроение и средства автоматизации. Энциклопедический справочник № 10-2003. — С.57—60 (аннотация - в настоящее время недоступна; выдержка). Текущее состояние проекта неизвестно. Широкое применение, насколько можно судить, не предполагалось.

В реализации принято представление программы на базе дракон-схемы и объектных описаний данных с автоматизированной интеграцией объектов в алгоритм разрабатываемой программы. Представление служит проектным документом программы.

"Орловский" редактор

Разрабатывался под руководством И. Ермакова на базе Орловского ГТУ с 2009 г. Основан на оригинальной математической модели шампур-схем и наработках по архитектуре приложений. Отдельные результаты отражены в официальных публикациях (Ермаков, Жигуненко, Шамардина, Манюнин - см. в этом разделе).

К настоящему времени анонсировано завершение разработки прототипа. Условия использования результатов следует уточнять с разработчиком.

"Томский" редактор

Редактор дидактических ресурсов для поддержки создания интерактивных учебных курсов (ИУК) в системе «АКСОН». Разрабатывался под руководством Н. Созорова и М. Трошина на базе Томского ПУ с 2009 г. Отдельные результаты отражены в официальных публикациях (см. обзор).

К настоящему времени анонсировано тестирование прототипа. Условия использования результатов следует уточнять с разработчиком.

Родственные решения

Разработки, могущие послужить источниками идей для реализации.

Система ГРАФКОНТ

Интегрированная среда поддержки ЖЦ систем управления КА на базе БЦВК. Разрабатывается в г. Самаре с участием СГАУ, ЦСКБ «Прогресс» и других организаций.

Сайт проекта: http://grafkont.ru/.

Реализация основана на оригинальном подходе к сквозной формализации задач, решаемых КА. Основные результаты изложены на этой и связанных страницах. Широко использует графические модели. Генерация ПО автоматическая, включая блок-схемы программ.

Условия использования результатов следует уточнять у разработчиков.

ВЛ-система

Структурный редактор-транслятор на Оберон и учебный авторский язык. Разрабатывается группой под руководством В. Лаптева (Астраханский ТУ) с 2010 г. В течение 2012 г. планируется внедрение в учебный процесс университета. Условия распространения следует уточнять у разработчика.

Основные решения обсуждались в специализированной теме проекта.

Предполагается реализовать ряд типов граф-схем. В частности, дракон-схемы для представления кода процедур.

Code Rocket Designer

Структурный редактор-транслятор с поддержкй различных гибридных языков. Разработан Rapid Quality Systems Ltd.

Страница проекта: http://www.rapidqualitysystems.com/Support/Videos/CodeRocketDesigner (включает деморолик редактирования). Также доступны другие деморолики.

Распространение лицензионное, платное.

Доступные материалы представляют отдельные решения, имеющие смысл для дракон-редакторов.

Офисно-графические

Используют для оформления дракон-схем редакторы рисунков (схем), автономные или входящие в состав офисного пакета. Имеются виды реализации:

  • ручной - требует только заготовок вершин и линий схем;
  • полуавтоматический - использует расширение набора графоэлементов редактора для поддержки «исчисления икон».

Ручные реализации имеются в вариантах разных авторов для разных пакетов. Заготовки для вершин были разработаны:

Все варианты распространяются свободно.

Для полуавтоматического варианта Э. Ильченко разработал модуль расширения для частичной поддержки шампур-вывода дракон-схем. В настоящее время не распространяется. Реализация Ильченко обсуждалась в этой теме; продолжение также пока в отдельных постах этой темы.

Авторская оценка

Данная реализация удобна, когда нужно подготовить схемы для использования человеком, а доступные дракон-редакторы неудобны. В обоих вариантах для удобства сочинителя предусмотрены образцы синтаксиса текстоэлементов языка в заготовках вершин.

Варианты рассчитаны на разные определения языка. У Ильченко взято подмножество исходного дракон-алфавита и задан простой образец синтаксиса текстоэлементов; также реализован алфавит для описания схем систем процессов по его предложениям. У Жаринова реализован расширенный дракон-алфавит, описанный на этой странице.

Независимые оценки

Оба варианта реализации создавались для собственного пользования авторов, поэтому распространение и поддержка не предполагались.

Обсуждение показывает устойчивый интерес к построению схем в таком редакторе, особенно с автоматизацией.

ИС ДРАКОН

Разрабатывается Г.Н. Тышовым с 2007 г. в порядке «частной интеллектуальной инициативы» (т.е. единолично 1)). Первое издание появилось в 2008 г.; реализация постоянно перерабатывается.

Условия распространения - в этой теме.

Обсуждение - в этой теме. Её стартовый пост - рекламно-информационный, содержит адреса свежего выпуска (текущего дистрибутива) и ряда предыдущих.

В ИС для организации проектов использована собственная версия языка ГНОМ, для которой Р. Блиновым было предложено определение, показанное на рисунке.

Были реализованы также конверторы из DRT-документов в исходные тексты:

В дальнейшем возможности разработки Тарасенко Тышов ввёл в саму ИС.

В настоящее время в связи с интересом преимущественно у микроконтроллеров разработчик дорабатывает ИС в направлении поддержки языков программирования распространённых МК (Ассемблеры, ЯВУ) и технологий программирования встроенного оборудования с применением ИС как источника входных данных для фирменных текстовых средств.

Авторская оценка

Реализация полностью отвечает потребностям пользователей. Замечания и предложения разработчик учитывает в очередных версиях, если считает нужным. Также схематически ИС оценивалась разработчиком, как показано на рисунке2):

(вставить схему «Вы и язык ДРАКОН»)

Заявленное главное целевое назначение ИС включает:

  • поддержку [авто]формализации профессиональных знаний специалистов и практического применения созданных описаний человеком и человеко-машинными системами;
  • приведение ранее отчуждённых знаний к единой форме представления;
  • установление на будущее прогрессивных стандартов формализации знаний, каковыми считаются языки ДРАКОН и ГНОМ.

Заявленное вспомогательное целевое назначение ИС – служить прототипом и инструментом для специалистов, разработчиков будущих программ с применением языка Дракон. Данная реализация рассматривается разработчиком как определение:

  • возможных областей применения, которые надо расширить.
  • базового уровня функциональности и эргономичности, который надо превысить.
  • возможного расширение языков ДРАКОН и ГНОМ, терминологии.
  • стандарта «де-факто» реализации языка ДРАКОН для всех областей применения.

Независимые оценки

К настоящему моменту сложился круг энтузиастов данного приложения (по сетевой активности - около десятка единоличных разработчиков и малых групп). Отдельными пользователями указывается на сложность работы с содержанием вершин, разделённым на категории. Часто отмечается сложность интерфейса, его непродуманность. Можно выделить отзывы: Я. Романченко (критика); В. Жаринов (комплексная оценка; предложения по улучшению); В. Паронджанов (замечание по оформлению); С. Ефанов (использование; А. Донской (оценка разработки и продвижения); Е. Темиргалеев (критическая оценка); digitalinvitro предложения по улучшению; замечания по применению).

Создание разными пользователями собственных дополнений к ИС и вариантов применения также косвенно указывает на неоптимальность предложенного решения.

В то же время из заявленного назначения можно считать реализованным задание «планки» для дальнейшей разработки. Также разработчик оперативно устраняет отдельные замечания.

D2O (ДРОН)

Транслятор на язык Активный Оберон. Разрабатывался Я. Романченко с 2008 г. для поддержки его работы с АО. Изначально транслятор рассчитывался на обработку документа, создаваемого в ИС ДРАКОН. В настоящее время Романченко прорабатывает собственный формат документа на базе XML.

Страница проекта: http://sage.com.ua/ru.shtml?e6l0.

Обсуждения:

Распространение свободное.

Авторская оценка

Данная реализация существенно улучшила понятность АО-программ для разработчика (дать ссылку на сообщение Романченко). Проект развивается в свободное время.

Независимые оценки

Реализация создавалась для собственного пользования разработчика, поэтому распространение и поддержка не предполагались. Тем не менее транслятор вызвал существенный интерес.

ВЯЗБС-системы

Семейство редакторов-трансляторов на языки Си, Оберон и др. Разрабатывается Д. Барановским с 2009 г. для поддержки его работы по программированию микроконтроллерных систем управления РВ (до настоящего времени - единолично3)).

Обсуждения - АБ_ВЯЗ (раннее издание), ДАЛВЯЗ (усовершенствованная разработка).

Материалы фиксированного места не имеют. Версия ДАЛВЯЗ от марта 2012 доступна в этом посте.

Распространение свободное.

Для реализаций создано авторское определение гибридного языка (ВЯЗБС, впоследствии - ДАЛВЯЗ).

Авторская оценка

Данная реализация существенно упростила процесс программирования. В настоящее время готовятся предложения по широкому внедрению системы (см. здесь). Однако разработчик видит резервы по улучшению системы. Возможно самодокументирование, пример приведён в этом посте.

Разработчик предложил собственную реализацию дракон-силуэта на базе структурных конструкций ЯВУ - т.н. цикл-силуэт.

Независимые оценки

Реализация создавалась для собственного пользования разработчика, поэтому распространение и поддержка не предполагались. Однако она вызвала интерес и систематически обсуждается.

Реализован ряд оригинальных идей, среди которых можно выделить:

  • представление типов вершин пиктограммами вместо вида контура;
  • новый тип представления маршрутов — т.н. логическую структуру программы (ЛСП).

По сути, ЛСП - это табулобазированное описание, где линейные участки маршрутов определённым образом упорядочены по графам табличной формы. Разработчик предлагает заполнение ЛСП-формы как основной тип ввода структуры схемы, что можно рассматривать как реализацию идеи И. Ермакова о клавиатурном вводе граф-схем (см. этот пост).

ДАЛВЯЗ - оригинальный язык импер-шампур-схем. С целью облегчения реализации он упрощён в сравнении с исходным техноязыком. Реализация «цикл-силуэт» следует образцам, ранее предложенным в доказательном и автоматном программировании, что можно считать обоснованием её корректности. Самодокументирование облегчает развитие приложения широким кругом разработчиков.

DRAKON Editor

Редактор-транслятор на языки С/С++, Python, Tcl и др. Разработчик - С. Митькин; первое издание в 2010 г.

Страница проекта: http://sourceforge.net/projects/drakon-editor/ (загрузка дистрибутива).

Обсуждения - первоначальное (в т.ч. ранние версии), последующее (в т.ч. дальнейшие версии).

Распространяется свободно.

Реализует оригинальный принцип редактирования - схема составляется из вершин и отрезков. Язык интерфейса в настоящее время - английский.

Авторская оценка

Реализация имеет целью упростить процесс программирования на популярных ЯВУ, а также обучение. Предлагается как приложение визуализации широкого применения. В настоящее время введена поддержка функционального программирования. Разработчик планирует улучшение приложения.

Независимые оценки

Реализация была предназначена для зарубежного пользователя. Имеются отзывы: and007; В. Жаринов; А. Тюгашев.

Используется подмножество исходного дракон-алфавита и задан простой образец синтаксиса текстоэлементов. Поддерживается возможность самодокументирования.

Правила проекта Визуальный язык ДРАКОН (проект)

Переходные положения

Данные Правила становятся нормой после утверждения администрацией конференции OberonCore.ru.

Утверждению предшествует рассмотрение проекта Правил администрацией и обсуждение участниками OberonCore.ru в соответствии с Правилами конференции OberonCore и практикой решения административных вопросов, сложившейся на конференции.

Срок утверждения устанавливает администрация OberonCore.ru.

1. Общие положения

1.1. Юридически и технически держателем всех ресурсов проекта Визуальный язык ДРАКОН является администрация OberonCore.ru. Держателем установлены общие Правила конференции OberonCore, распространяющиеся на проект. Согласно Разд. 0 Правил конференции OberonCore, к ресурсам проекта относятся:

1.2. Данные Правила дополняют и уточняют Правила конференции OberonCore с учётом специфики проекта; в случае противоречий действуют Правила конференции OberonCore. Администрация OberonCore.ru назначает администрацию проекта, регистрирует его участников и имеет приоритетные полномочия в решении административных вопросов проекта. Тем самым образуются совокупная администрация и совокупные Правила проекта.

Правила пересматриваются под руководством администрации OberonCore.ru и с учётом обсуждения участниками конференции в соответствии с Правилами OberonCore и практикой решения административных вопросов, сложившейся на конференции.

1.3. Проект реализуется в целях:

  • Информирования русскоязычных пользователей веб о техноязыке ДРАКОН, подходах к его использованию и развитию, связанных с техноязыком взглядах участников на формализацию знаний.
  • Поддержки развития ДРАКОНа, выработки новых подходов к его использованию и к формализации знаний с применением визуальных (графических) средств.

Исходя из этого, проект предоставляет его участникам возможности:

  • Публиковать адресные материалы, отвечающие целям проекта.
  • Высказываться по публикациям и предмету проекта вообще.

Учитывая значительный опыт, накопленный в достижении подобных целей в проектах фонда Викимедиа (ВМ), далее в настоящих Правилах также использованы понятия и правила этих проектов, прежде всего проекта Википедия (ВП). За содержанием следует обращаться в ВМ-пространство.

1.4. Для эффективной работы пространство проекта подразделяется на части:

  • Консенсусную - в которой высказываются точки зрения, согласованные между участниками проекта.
  • Авторскую - в которой содержатся точки зрения отдельных участников или их явно очерченных групп.

1.5. Высказывания в форме сообщений допускаются только в форумной части проекта и подчиняются требованиям Разд. 1 и п. 2.1 Правил конференции OberonCore; материалы сайта подчиняются требованиям Разд. 2 данных Правил.

2. Структура и содержание сайта

2.1. Любая содержательная страница сайта д.б. доступна по ссылке хотя бы с одной из других содержательных страниц. В целях удобства рекомендуется, чтобы поддерживалась базовая структура межстраничных ссылок в виде дерева, причём:

  • на каждой странице выделяется список-указатель страниц следующего уровня;
  • указатель по возможности д.б. обозримым, поэтому не рекомендуется увеличивать число его пунктов свыше 8..10;
  • число уровней дерева, считая от корневой страницы сайта, ограничивается в той мере, в какой не противоречит предыдущей рекомендации; желательно выдерживать правило «доступности за три клика», т.е. чтобы уровней до любой страницы (не считая корня) было не более 3.

В такой базовой структуре любое поддерево ссылок понимается как раздел сайта. Любая озаглавленная часть страницы сайта понимается как самостоятельный элемент структуры содержания. Участники при изложении могут вводить более детальное подразделение (напр., по делопрооизводственной иерархии: раздел/подраздел/пункт/подпункт)

Допускается также создание служебных страниц.

2.2. Базовая структура содержательных страниц не регламентируется, за исключением сказанного ниже.

На данном сайте авторские материалы явно выделяются:

  • в одноимённый раздел сайта - когда автор[ы] в состоянии отделить материал от конкретных вопросов, освещаемых в рамках консенсуса;
  • в отдельные элементы в других разделах - когда авторы считают более удобным включить свои точки зрения в структуру консенсусных материалов.

При этом допускается как создавать авторские страницы в консенсусных разделах, так и отдельные авторские элементы на консенсусных страницах.

В любом случае, авторский материал определяется по указанию имени каждого автора (должно совпадать с регистрационным именем участника) в заголовке либо сразу под ним.

Все остальные страницы/элементы сайта автоматически считаются консенсусными.

2.3. Материалы сайта должны удовлетворять требованиям изложения, обычно предъявляемым к книгам и статьям. Также с учётом специфики сайта как формы публикации, к материалам применимы с уточнениями отдельные критерии нарушений по п. 2.1 Правил конференции OberonCore, а именно:

  • офтопик — сообщения, не соответствующие теме сайта;
  • чрезмерное цитирование — необоснованное цитирование больших участков текста;
  • флуд — многократное размещение однотипной информации.

Настоятельно рекомендуется также в консенсусной части сайта следовать ВП-правилу о нейтральности точки зрения. Как вариант, вместо нейтральной м.б. представлена либо сбалансированная т. зр. (включающая разные существующие, рассмотренные с единых позиций), либо ряд частных т. зр. (представляющих альтернативные взгляды на предмет).

Если изложение направлено на широкую аудиторию, рекомендуется следовать ВП-руководству по упрощению изложения специализированных вопросов.

Авторские точки зрения м.б. оригинальными ("орисс" в терминах ВП), противоречить друг другу и консенсусу, а также быть необщепризнанными ("маргинальными теориями" в ВП-терминах). В любом случае необходимо следовать т.н. «четырём золотым правилам научного изложения и восприятия научного произведения» акад. А.М. Новикова:

1. Основные понятия, утверждения (теория в целом) должны быть явно и ясно определены независимо от знания их реципиентом (получателем).

2. При оценке истинности суждений пользоваться только определениями, которые дал пропонент (источник), не подменять их своими представлениями.

3. Явное определение не принимается, если оно не согласуется с контекстом.

4. Выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

При этом в авторских материалах участник вправе вводить любую терминологию и определения, указывая их источники и/или помещая в самих материалах.

2.4. Несмотря на то, что смысл содержания не регламентируется иначе, как Правилами конференции OberonCore, участникам проекта рекомендуется в материалах сайта основываться на базовых положениях науки. Т.е. не следует с ходу опровергать законы физики, математические построения и др. Однако, если с применением научного метода обосновывается справедливость положений материала, это считается допустимым.

Принимается «мягкий» порядок обеспечения справедливости содержания. Т.е. участник имеет право постепенно обосновывать высказываемые положения, руководствуясь общей логикой познания4), а также обсуждать обоснованность любых замечаний по содержанию и/или изложению и высказывать такие замечания. Совокупная администрация, со своей стороны, вправе организовывать обсуждения замечаний, на основании результатов обсуждений выдвигать требования к обоснованию и устанавливать сроки выполнения требований.

2.5. Для оформления отдельных страниц/разделов м.б. установлены дополнительные правила; в этом случае они излагаются в разделе «Правила оформления» на странице, корневой для области действия таких правил.

3. Порядок работы

3.1. Консенсусные страницы допускается редактировать любому участнику. При возникновении конфликта он разрешается на основе ВП-правил и практики; конкретные требования и процедуры администрация проекта вырабатывает/заимствует по необходимости.

3.2. Авторские страницы/разделы допускается редактировать только указанным для них участникам. Администрация проекта имеет право пресечь деятельность других участников, нарушающих это требование, вплоть до блокировки их учётных записей в проекте.

Участники имеют право редактировать авторские страницы друг за друга. При этом право такого редактирования либо предоставляется явно, либо осуществляется по инициативе редактирующего. В любом случае участник, на имя которого создаётся/изменяется авторский материал, вправе потребовать как от редактирующего изменений, так и от администрации - пресечения деятельности других участников в части сайта, для которой он указан как автор. Права и требования публикуются в связанном форуме (в сообщениях специально выделенных административных тем).

Участники могут образовывать авторские группы. Каждый участник может входить более чем в одну группу. При этом возникает необходимость консенсуса внутри группы; конфликты разрешаются, как указано в п. 3.1.

3.3. Администрация имеет право редактировать любую часть проекта в целях выполнения требований законодательства и норм поведения, включая совокупные Правила согласно п. 1.2.

3.4. Любая часть данного сайта может обсуждаться в связанных форумах. Рекомендуется вести отдельную тему для каждой логически самостоятельной части сайта.

Основания административных и редакторских действий объясняются совокупной администрацией обязательно и явно в административных темах проекта.

3.5. В силу п. 1.18 Правил конференции OberonCore и с учётом ВП-правила "Предполагайте добрые намерения", любые изменения, вносимые участниками в сайт, сами по себе не являются нарушениями, если только они не нарушают Условия использования конференции Правил конференции OberonCore. Поэтому никакое изменение сайта, не нарушающее указанных Условий, не подлежит администрированию согласно Разд. 2 Правил конференции OberonCore, а равно по любым основаниям, возможным в действующей редакции данных Правил, кроме п. 3.2. Администрируется только невыполнение объявленных окончательных решений совокупной администрации по конфликтам и обсуждение её действий.

Что уже сделано

Документы ниже можно рассматривать как краткие введения по вопросам, вынесенным в заголовки. А также как примеры для создания статей.

Введение в техноязык и шампур-метод
Рэйлвэй Каген"Шпаргалка" по ДРАКОНуКраткое изложение сути техноязыка и шампур-метода (текст без графчасти)
Жаринов В.Н.Комментарии к "Шпаргалке" по ДРАКОНуПредложения по тексту Рэйлвей Кагена
Митькин С.Б.DRAKON: The Human Revolution in Understanding ProgramsВведение в техноязык (текст и иллюстрации; на английском)
Руководства по приложениям визуализации
Жаринов В.Н.Инструкция пользователю приложения (пример)Составлена по принципам композиции, описанным здесь. Вложена в пост вместе с хелпом (для уяснения отличий)
Жаринов В.Н.Инструкция пользователю редактора схемДругой пример - уже на софт, родственный дракон-редактору. Вложена в пост вместе с редактором (включая встроенный хелп).
1)
в связи с этим в обзоре основных реализаций называется «Ты-средой»
2)
Источник - этот пост.
3)
В связи с этим в обзоре основных реализаций называется «ДВБ-системой»
4)
Как она определена, в частности, О.Е. Акимовым здесь на с. 336-338 и в статье А.С. Усова.
drafts.txt · Последние изменения: 2013/08/20 21:31 — Паронджанов В. Д.